Квантовый дуализм и сознание.
Есть одна проблема, с которой согласны Крик, Эдельман и почти все неврологи. Это то, что природа сознания по существу не зависит от квантовой механики. Физики, философы и другие ученые рассуждали о связи между квантовой механикой и сознанием по крайней мере с 1930-х годов. Именно в это время несколько философски настроенных физиков начали утверждать, что акт измерения, то есть само сознание, играет важную роль в определении результатов экспериментов с квантовыми эффектами.
Такая теория была не более чем передачей магии, и ее сторонники в основном руководствовались философскими или религиозными мотивами. Партнер Крика Кристоф Кох подытожил тему “квантового сознания” трехступенчатым аргументом: “Квантовая механика загадочна, сознание загадочно. Квантовая механика и сознание должны быть связаны [120].
Британский нейробиолог Джон Экклз, удостоенный Нобелевской премии в 1963 году за работу по изучению проводимости в нервной системе, был убежденным сторонником квантовой теории сознания. Экклз, пожалуй, самый известный современный ученый, отстаивающий дуализм, который утверждает, что разум существует независимо от своего физического субстрата. Он и Карл Поппер написали книгу в защиту дуализма “Эго и его мозг”, опубликованную в 1977 году. Они выступили против физического детерминизма и в пользу свободы воли: разум может выбирать между различными направлениями мыслей и действий мозга и тела [121].
Наиболее распространенное возражение против дуализма заключается в следующем. Если разум не существует физически, как он может вызывать физические изменения в мозге? Вместе с немецким физиком Фридрихом Беком Экклз предложил следующий ответ. Проводимость в нервной системе обусловлена выделением энергии нейронами мозга по мере того, как заряженные молекулы и ионы накапливаются в синапсах. Однако наличие определенного количества ионов в синапсе не всегда “включает” нейрон.
По мнению Экклза, причина этого эффекта заключается в том, что ионы находятся в состоянии квантовой суперпозиции, по крайней мере, в определенные моменты времени. Разум оказывает свое влияние на сознание, “решая”, какие нейроны “включаются”, а какие нет. Это проявление свободы воли не нарушает принцип сохранения энергии до тех пор, пока в мозге существуют вероятности. – Объяснив свою теорию по телефону, Эйкерс весело признается: “Доказательств этому нет. Однако он назвал это предположение важным шагом в возрождении дуализма. Экклз утверждает, что с материализмом и его потомками – логическим позитивизмом, бихевиоризмом и теорией идентификации (которая приравнивает состояние разума к физическому состоянию мозга) – “покончено”.
Мотивы Экклза, призывающего использовать квантовую механику для объяснения природы разума, искренни. Он сказал мне, что он “религиозный человек”, который отвергает “дешевый материализм”. Природа разума такая же, как и природа жизни”, – сказал он. Это, – утверждал он, – творение Бога. Мы сделали только первый шаг к познанию тайны бытия. Можем ли мы разгадать эту тайну и положить конец науке? – Я так не думаю”, – ответил он. Он на мгновение замолчал, а затем с энтузиазмом добавил: “Я так не думаю. Главное – продолжать”. Он согласен со своим коллегой Карлом Поппером, дуалистом и сторонником принципа нефальсифицируемости. И мы верим в это. И мы не должны утверждать, что за нами последнее слово.